Методическая разработка учителя географии МБОУ СОШ № 9

г. Каменска - Шахтинского  Двуличанской Анны Александровны


Тема методической разработки - «Реализация системно-деятельностного  подхода с целью достижения современных образовательных результатов в преподавании географии».

Федеральный государственный образовательный стандарт   предъявляет новые требования к  результатам образования и к организации образовательного процесса,  который обеспечит  достижение этих результатов.  В современной школе школьники учатся реализовывать себя как личность и быть успешными  в обществе.

Актуальность методической разработки заключается в том, что реализация системно-деятельностного подхода способствует развитию личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. В основе технологии деятельностного подхода лежит активное участие ребенка в учебном процессе.  Я, как учитель, должна не дать объем знаний, а научить учиться, то есть овладеть УУД, которые формируют фундаментальное ядро образования.

В соответствии с требованиями ФГОС я изменила модель обучения на уроках географии. Главная цель моей педагогической деятельности – создание условий, позволяющих ученикам  добывать знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Только в этом случае происходит формирование личности ученика и продвижение его в развитии.

Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

-         создать на своих уроках условия для развития каждого ученика на основе знания его индивидуальных особенностей;

-         формировать положительную мотивацию к обучению;

-         развивать творческое мышление, необходимое в практической  деятельности.

Чтобы реализовать эти задачи, я использую в своей практике  следующие технологии  системно-деятельностного подхода:

-         технология критического мышления;

-         технология исследовательской и проектной деятельности;

-         игровые технологии;

-         технология проблемного обучения;

-         информационно-коммуникационные технологии.

Разные приемы ТРКМ опробованы мною на протяжении нескольких лет и дали свои результаты. На таких уроках ребята чувствуют себя комфортно, они заинтересованы, активность участия в учебном процессе высокая, а результаты положительные.

Конечно, я использую далеко не все приемы ТРКМ.  О приемах, которые я использую чаще всего в своей деятельности, можно прочитать в моих статьях и разработках  уроков, которые размещены в открытом доступе в сети Интернет. (https://inf ourok.ru/user/dvulichanskaya-anna-aleksandrovna/page/sajt-uchitelya-geografii)

С целью активизации учебного процесса на своих уроках я часто применяю игровые технологии. В 6 классе  обобщающие уроки по каждой теме провожу в виде игры «Своя игра». Такие уроки нравятся моим ученикам. На моем сайте есть презентации для проведения этих игровых уроков по темам: «Литосфера», «Гидросфера», «Природа Земли – итоговый урок».  (https://infourok.ru/backOffice/pageEdit/332061)

Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся является одним из важных  компонентов реализации ФГОС. Метод проектов как образовательная технология ориентирован на формирование опыта творческой деятельности школьников. Необходимо заинтересовать ученика темой проекта, помочь ему осмыслить все этапы работы над проектом. Только в этом случае будет положительные результаты.

Практика показывает, что проектную деятельность легче организовать в условиях дополнительного образования и во внеурочное время.

Мною разработана программа факультативного курса по географии Каменского района «Природа родного края». Необходимость создания программы обусловлена тем, что на  изучение природы  родного края в рамках регионального компонента отводится мало часов. Выполнение практических работ на местности, проведение наблюдений и экскурсий позволяют учащимся накапливать, расширять и углублять краеведческие знания.  Опираясь  на эти знания,  учащиеся  лучше усваивают  общегеографические понятия, законы и закономерности. Экологические исследования  позволяют заинтересовать школьников и дать возможность почувствовать сопричастность к большому серьезному делу по решению экологических проблем.

Цель программы: формирование знаний о природе родного края, воспитание патриотизма и любви к малой родине через исследовательскую деятельность. (https://infourok.ru/user/dvulichanskaya-anna-aleksandrovna)

Под моим руководством обучающиеся 9-11 классов выполняют индивидуальные итоговые проекты.

Таблица 1.1

Учебный год

Количество обучающихся 9-11 классов, выполнивших индивидуальный итоговый проект

2019-2020

8

2020-2021

12

2021-2022

13

 

Проекты, выполненные учениками под моим руководством, отличаются высоким уровнем содержания и практической значимостью. (Приложение (отзыв завуча))

Результативное участие моих учеников в конкурсах «Моя малая Родина», «Отечество», юных исследователей  окружающей среды подтверждает эффективность применения технологии исследовательской и проектной деятельности.

Результаты участия в  конкурсах

Таблица 1.2

Год

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский уровень

2019-2020

1.Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»: Пахарь София - 1 место в номинации «ЭкоГид».

2.Всероссийский конкурс  юных исследователей окружающей среды:

Гладких Дмитрий – призер в номинации «Ландшафтная экология и геохимия».

3.Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»:

Ермакова Алина – победитель в номинации «Экологическое краеведение».

1. Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»: Пахарь София – победитель заочного регионального этапа в номинации «ЭкоГид».

2.Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»:

Ермакова Алина – победитель заочного тура регионального этапа в номинации «Экологическое краеведение».

 3.Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»:

Ермакова Алина – дипломант 3 степени в номинации «Экологическое краеведение».

 

 

 

2020-2021

 

1. Региональный конкурс на лучший туристический маршрут «По донскому краю с рюкзаком шагаю»: Копков Данил – 2 место

1. Всероссийский детско-юношеский конкурс по географии «Мы население»:

Выпряжкина Наталия – 1 место по РФ

2. Всероссийский детско-юношеский конкурс по географии «География летних поездок»: Михайленко Виктория – 2 место по ЮФО

 

 

2021-2022

1.Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»:

Болдырев Денис  – победитель в номинации «Природное наследие».

1.Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»: Репченко Аким – победитель заочного тура регионального этапа  в номинации «ЭкоГид».

2.Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»: Репченко Аким – 2 место  в номинации «ЭкоГид».

3. Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»:

Болдырев Денис  – победитель заочного тура регионального этапа в номинации «Природное наследие».

4.Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»:

Болдырев Денис  – 2 место  в номинации «Природное наследие».

 

1. Всероссийский детско-юношеский конкурс по географии «Зарубежная Азия»:

Выпряжкина Наталия – 1 место по РФ

 

 

 

Comments: 1
  • #1

    Админ (Sunday, 20 March 2022 18:10)

    Спасибо, Анна Александровна, за ваш многолетний плодотворный творческий и результативный труд!