МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ

по образовательным программам основного общего образования

обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Ростовской области

 

 

А.Б.Эртель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППО

 

 

 

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ

 

На основании приказов министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 19.08.2020 № 657 «О проведении диагностических работ по образовательным программам основного общего образования для обучающихся 10-х

классов общеобразовательных организаций Ростовской области в 2020 году», от 08.09.2020 № 721 «Об утверждении порядка проведения диагностических работ по образовательным программам основного общего образования для обучающихся в 10-х классов образовательных организаций Ростовской области в 2020 году» с 21 сентября по 30 октября 2020 года было организовано проведение диагностических работ по географии для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Ростовской области.

Диагностические работы по программам основного общего образования для обучающихся 10-х классов были проведены с целью определения уровня и качества знаний обучающихся, полученных по завершении освоения образовательных программ основного общего образования, выявления образовательных дефицитов и организации дальнейшей работы по их устранению.

В 2019/2020 учебном году, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в условиях пандемии COVID-19, обучающиеся 9-х классов прошли ГИА в форме промежуточной аттестации, проводимой образовательной организацией самостоятельно. ОГЭ выпускники 9-х классов в 2020 году не сдавали.

Содержание диагностической работы по географии определяется требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) с учётом основных позиций Концепции развития географического образования в Российской Федерации.

 

В этой связи в контрольно-измерительных материалах ДР-10 по географии большое внимание уделяется диагностике достижения обучающимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Кроме того, важной задачей диагностики является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ), а также умений переводить информацию из одного вида в другой.

Содержание КИМ ДР-10 по географии определяется требованиями к предметным результатам изучения предмета «География» (базовый и углублённый уровни), метапредметным результатам, зафиксированным в ФГОС ООО. Задания диагностической работы направлены на проверку знаний, составляющих основу географической грамотности обучающихся, а также выявляют их способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии:

▪ «Источники географической информации»;

▪ «Природа Земли и человек»;

▪ «Материки, океаны, народы и страны»;

▪ «Природопользование и геоэкология»;

▪ «География России».

В работе диагностировались три группы умений, ориентированных на

применение географических знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях:

- умения применять географические знания в процессе решения познавательных и практико-ориентированных задач;

- умения находить и использовать информацию из источников – географической информации, необходимую для решения познавательных и практико-ориентированных задач;

- умения интегрировать и использовать географические знания и информацию из статистических источников для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 27 баллов.

На выполнение диагностической работы отводилось 90 минут.

 

2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ

Результаты диагностики показали, что в Ростовской области справились с работой по предложенной пятибалльной шкале на «5» (от 21 до 27 первичных баллов) 2 190 обучающихся (14,40%); на «4» (от 13 до 20 баллов) 7 652 обучающихся (50,33 %); на «3» (от 8 до 12 баллов) – 3 932 обучающихся (25,86 %); не справились с работой, получив «2» (от 0 до 7 баллов), 1 430 обучающихся (9,41 %). Таким образом, уровень освоения образовательных программ составляет 90,39 %, а качество освоения – 70,8 %. Средний первичный балл за диагностическую работу по географии составил 14,6 первичных баллов, такой результат продемонстрировали 54,07 % учащихся 10 класса. Таким образом, средняя отметка по результатам ДР-10 по географии составила 3,7.

В целом, можно констатировать, что в 2020 г. участники ДР-10 по географии в Ростовской области продемонстрировали освоение на базовом уровне большинства требований к уровню подготовки выпускников.

Знание фактологического материала, количественных и качественных показателей, характеризующих географические объекты и явления, закономерностей, связанных с их размещением, в среднем показало большинство десятиклассников. Обучающиеся знают специфику географического положения России, которая проверялась в задании 2, причём среди получивших отметку «2» процент выполнения невысокий, а в группе с отметкой «5» – более 98 %.

Определить географический объект по одному признаку для десятиклассников в Ростовской области оказывается легче, чем по их совокупности. Ученики не умело используют карты атласов как источник информации для определения нужного объекта, поэтому знание и понимание особенностей природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России; связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством (задания 3, 6, 16) усвоены хуже. Ученики с низким уровнем подготовки по географии, получившие «2», испытывали затруднения в этих заданиях. В группе хорошо подготовленных учеников эти задания затруднений не вызвали.

Умение читать таблицы и графики (задания 13, 22, 23) продемонстрировали большинство участников ДР-10. Существенной разницы в чтении таблиц и графиков у обучающихся разных групп не наблюдается. Несколько сложнее оказалось определить тенденции изменения количественных показателей и рассчитать показатели, проверяемые в задании 23, ученики группы с неудовлетворительной отметкой «2» испытывали затруднение в этом задании.

Умения понимать географические явления и процессы в атмосфере, анализировать необходимую географическую информацию проверялись с помощью карт погоды. Эти умения можно считать сформированными. Определить по карте погоды территорию, находящуюся под воздействием циклона или антициклона, в задании 5 смогли большинство участников. Сделать простейший прогноз погоды по карте оказалось более сложным заданием для участников ДР-10.

Умение определить по климатограмме тип климата и выбрать территорию, для которой этот тип климата характерен (задание 18), сформировано недостаточно. Проведение диагностической работы в 2020 году показало, что климатограмма по-прежнему является сложным источником информации для значительной части обучаемых. Многие ошибки связаны с тем, что, читая климатограмму, учащиеся учитывают только годовой ход температуры воздуха и её абсолютные значения, игнорируя среднегодовое количество атмосферных осадков и режим их выпадения.

Важное в современных условиях умение выявлять эмпирические зависимости на основе данных проверялось в задании 17. Это задание также вызвало затруднение. Ребята знают географические закономерности (например, изменения температуры воздуха в зависимости от географической широты), хотя не умеют соотнести их с конкретными данными и считают, что закономерности действительны в любое время для любой территории. Ученики с низким уровнем географической подготовки с заданиями такого типа не справились.

Участники ДР-10 по географии в Ростовской области плохо справились с заданием 13, в котором необходимо было продемонстрировать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Не смогли произвести простые расчёты слабо подготовленные участники, получившие «2», для хорошо подготовленных учеников оно не представляло сложности.

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения численности населения в городах России по величине пунсонов карты «Плотность населения России» (задание 25) продемонстрировали большинство участников.

Умение определить различия в поясном времени территорий (задание 19) сформировано достаточно, однако слабо подготовленные участники, получившие отметку «2», испытывали затруднения в выполнении задания.

 

3.ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенный анализ результатов диагностической работы по географии в Ростовской области в 2020 году дает возможность сделать вывод о том, что в целом обучающиеся усвоили содержание курсов географии за основную школу и овладели умениями и способами деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Наиболее сложными темами в содержании курсов географии традиционно оказались «Климат», «Природные зоны», «Географические следствия движений Земли». Результаты работы выявили недостаточную сформированность картографических умений в определении географических координат, умения распознавать существенные признаки географических объектов и явлений, производить простые расчёты на основе статистических данных, различных географических параметров. Многие выпускники не используют предоставленные источники географической информации или не умеют выбирать источник, наиболее подходящий для решения конкретной проблемы, использовать данные различных нетекстовых источников (таблица, схема и др.) при решении практико-ориентированных учебных задач.

 

Рекомендации муниципальным и школьным методическим объединениям учителей географии:

- обсудить результаты диагностических работ по географии в рамках аналитических семинаров-дискуссий для выявления образовательных дефицитов в обучении и представления лучших педагогических практик формирования и развития практической деятельности обучающихся на уроках географии в 10-х классах;

- провести заседания методических объединений по тематике выявленных затруднений учеников 10-х классов по проблемам: «Организация работы с различными источниками информации на уроках географии», «Использование географических карт и статистических данных в организации учебной деятельности обучающихся», «Работа с текстом на уроках географии»;

- организовать проведение «круглых столов», педагогических мастерских, работу творческих групп по обмену опытом эффективного обучения географии в условиях реализации требований ФГОС ООО и Концепции развития географического образования в Российской Федерации;

- проанализировать учебные программы с целью включения актуальной тематики, источников географической информации, необходимых для качественной подготовки обучающихся;

- обеспечить повышение квалификации педагогов в области изучения инновационных методик, форм и способов диагностики образовательных результатов образовательной программы по географии (критериальный подход в диагностике образовательных достижений, рейтинговая система оценки качества, диагностика образовательных результатов средствами ИКТ, портфолио обучающегося и др.).

 

 

Рекомендации педагогам:

- систематически включать различные источники ь различные источники

др.) в процесс организации и проведения занятий по географии;

- эффективно использовать ресурсы информационной образовательной среды по предмету (ЭОР региональных и федеральных коллекций, электронные приложения и специальные учебные пособия к УМК, цифровые образовательные платформы «Российская электронная школа», «LECTA» и пр.) для расширения возможностей работы с источниками информацией на уроках;

- совершенствовать систему диагностических материалов для организации промежуточного и итогового контроля по предмету с учетом типичных ошибок и затруднений выпускников, выявленных в результате проведения ДР-10, использовать в практике работы учителя географии все типы заданий, которые представлены в экзаменационной работе ОГЭ по географии;

- на основе преемственности и системности выстраивать работу по достижению метапредметных результатов обучения (умений сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, высказывать и аргументировать свою точку зрения и др.) на уроках географии, представлять результаты такой работы в различных форматах (письменный ответ, устный ответ, презентация, таблица, опорная схема и пр.);

- систематически формировать картографические умения и навыки работы с картой на всех уровнях географического образования, используя карты различного содержания и масштаба на каждом уроке по предмету;

- использовать материалы открытого банка ФИПИ для конструирования диагностических материалов и проведения промежуточной и текущей диагностики на уроках географии;

- систематически принимать участие в семинарах, вебинарах, конференциях, других формах профессионального общения и обучения, которые посвящены проблемам ГИА, проведению международных и национальных исследований качества образования и т.д.;

- ежегодно изучать демоверсию, кодификатор и спецификацию экзаменационной работы для анализа изменений экзаменационных работ ГИА по предмету на сайте ФИПИ.

 

https://www.facebook.com/groups/1951622715145517