Ключевые компоненты ФГОС

Требования ФГОС: еще раз о реперных точках

 ФГОС.jpg

Уважаемые коллеги!

Актуальность курса “За страницами учебника педагогики: смешанное обучение в современной школе” обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования – необходимостью внедрения в практику образовательных организацийинновационных образовательных моделей деятельностного типа, основанных на использовании высокотехнологичных средств информационно-коммуникационных технологий с цельюповышения качества образовательных результатов обучающихся.

Еще раз о модернизации образования. Тренд или необходимость?

Все, кто работает в системе образования, уже привыкли к тому, что процесс ее модернизации – это перманентный процесс. И это понятно: любая система должна развиваться постоянно и совершенствоваться с учетом объективных условий и воздействий среды, в которой она функционирует.

Развитие системы образования определяется, прежде всего, потребностями общества, но сегодня трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать сидящие за партами школьники и какие технологии они будут использовать, например, лет через 20… Поэтому образование должно меняться, «опережая время», если мы хотим подготовить социально адаптируемого выпускника…

И сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования достаточно четко определяет вектор развития современной системы образования.

 

Реперные точки ФГОС: это должен знать каждый

Отметим наиболее важные положения ФГОС общего образования, актуальные для нас в контексте тематики данного курса.

Во-первых, основным критерием качественного образования должны стать образовательные результаты школьника. Образовательные результаты обучающегося являются системообразующим элементом ФГОС: все должно работать на результаты!

При этом в условиях реализации ФГОС оцениваются не только предметные, но и метапредметные результаты.

Во-вторых, условием достижения высокого качества образования является ориентация на метапредметность. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

 

Для справки. Цитируем ФГОС...

 Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.


Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД) выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях:

  • регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.
  • познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
  • коммуникативные: речевая деятельность;навыки сотрудничества.

В-третьих, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

Вместо заключения

Перечисленные положения ФГОС требуют от педагога использования инструментария, адекватного уровню развития современных технологий представления, обработки и передачи информации и, что не менее важно, потребностям школьников нового тысячелетия. 
В школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие потенциала каждого обучающегося, их успешное жизненное самоопределение.

Поэтому наша педагогическая рефлексия будет направлена на анализ организационных и инструментальных средств и технологий, которыми сегодня может и должен владеть педагог для достижения планируемых в ФГОС образовательных результатов.

И в этом курсе мы обсудим наиболее популярные сегодня модели смешанного обучения. Именно с идеей смешанного обучения мы связываем развитие школы в XXI веке, реализацию деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС и, как следствие, достижение планируемых образовательных результатов обучающихся, повышение уровня их ИКТ-компетентности, навыков самообразования и мотивации к саморазвитию.

 

 


Настольные документы педагога

ФГОС общего образования (по уровням) (Ссылки на внешний сайт.)Ссылки на внешний сайт.

Примерные основные образовательные программы (начального, общего, среднего) образования (Ссылки на внешний сайт.)Ссылки на внешний сайт.