План работы ГМО учителей географии на 2012 – 2013 учебный год
№ |
Мероприятие |
Место проведения |
Дата |
Ответственный |
1 |
Августовская конференция. Утверждение плана работы секции на 2012 - 2013 уч. год. |
МБОУ СОШ № 2 |
29.08.2012 |
Пурикова М.Н. Пр. № 1 |
2 |
Мастер-класс «Секреты презентации».
|
МБОУ СОШ № 10 |
08.11.2012 |
Пурикова М.Н. |
3 |
Городской тур Всероссийской олимпиады по географии.
|
МБОУ СОШ № 10 |
27.11.2012 |
Заведующая ГМК отдела образования Криворогова Т.В.
Пр. № 2 |
4 |
Анализ учебников географии на соответствие подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Выдвижение Двуличанской А.А. на конкурс лучших учителей РФ. |
МБОУ СОШ № 10 |
04.02.2013 |
Пурикова М.Н.
Пр. № 3 |
5 |
Городская олимпиада по геологии и геоэкологии.
|
МБОУ СОШ № 10 |
14.03.2013 |
Пурикова М.Н. Пр. № 4 |
6 |
Утверждение материалов итоговой аттестации по географии для 9 класса. |
МБОУ СОШ № 10 |
апрель 2013 |
Пурикова М.Н. Пр. № 5 |
Протокол № 1
Заседания городского методического объединения учителей географии от 29.08.12.
Повестка дня
1. Поздравление учителей, прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности по новой форме и учителей, достигших высокие результаты в профессиональной деятельности.
2. Изучение методического письма о некоторых особенностях изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС.
3. Обсуждение результатов ЕГЭ по географии учащихся школ города.
4. Обсуждение плана работы секции на 2012 - 2013 учебный год.
5. Разное.
Присутствовали:
учителя школ: № 1 - Хаматова И.В., МБОУ ВСОШ №1 – Галушкина С.И., школа – интернат № 2 - Тетерина Т.Н., МБОУ СОШ № 2 – Гулин В.А., лицея № 5 - Панасенко Л.Ф., МБОУ СОШ № 6 – Першина В.Н., № 7 - Филенко Л.И., № 8 - Зеленская Н.В., № 9 - Двуличанская А.А., № 10 - Пурикова М.Н., № 11 - Михайленко Л.И., гимназия № 12 - Зайченко И.Н., № 17 - Кравцова В.П.
По первому вопросу слушали Пурикову М.Н. Поздравления были обращены в адрес Панасенко Л.Ф. с получением звания «Почетный работник общего образования». Тетерина Т.Н. и Михайленко Л.И. рассказали о процедуре прохождения аттестации учителей по новой форме.
По второму вопросу слушали Пурикову М.Н.
На сайте Московской Методической Лаборатории Учителей географии размещено методическое письмо: «Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС».
Принят Министерством образования РФ и зарегистрирован Минюстом РФ новый стандарт основного общего образования. Значительное количество школ переходят на работу по новому стандарту уже с 1 сентября 2012 года по мере готовности образовательного учреждения.
Информационно-методические условия предусматривают формирование необходимой информационной среды образовательного учреждения и наличие, поддерживаемых данной средой, современных учебно-методических комплексов. С каждым годом, все большее значение в составе современных учебно-методических комплексах, играет электронная составляющая. Подготовлены электронные приложения к учебникам, интерактивные электронные карты, методические разработки по проведению практических и самостоятельных работ. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках требует от учителя ИКТ-компетентности и владения новыми педагогическими технологиями, позволяющими добиться более высокого образовательного эффекта. Метапредметные требования к реализации основной образовательной программы, заложенные в ФГОС, предусматривают формирование умений работать с электронными источниками информации, проводить учебно-исследовательскую и проектную деятельность и выполнять другие универсальные учебные действия (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями готовит выпускников школ к самостоятельному обучению и саморазвитию в условиях современного информационного общества. С 2015 г. обязательно все школы переходят на ФГОС нового поколения.
На сайте ММЛГ представлены рабочие программы и тематические планы курса географии для 5 – 9 классов по различным линиям учебников.
Наша задача: Переосмыслить роль учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Мы должны учить учиться. Обеспечить информационно-образовательную среду.
По 3 вопросу слушали Панасенко Л.Ф., Двуличанскую А.А.
География – не самый популярный предмет для сдачи в формате ЕГЭ в 2011 – 2012 гг. География требуется на специальности ВУЗов по направлениям: география, экология, картография, гидрометеорология.
Менее 3% по стране учащихся выбрали данный предмет. В городе 21 ученик. Минимальный балл -32, максимальный – 94. Средний балл – 59. Нужно отметить, что ученики довольно успешно справились с заданиями области «А» и области «Б». Это указывает на отработанную методику подготовки. Хуже справились с заданиями области «В», где требовались знания и навыки из разных областей географии, формируемые из урока в урок. Поэтому хорошисты и отличники более успешно справились.
По 4 вопросу обсудили план работы секции на 2012 - 2013 уч. год.
Вышел электронный журнал «География в школе» № 2. http://www.geoclass.ru/index.php/2-nomer-2-2012
Руководитель ГМО: Пурикова М.Н.
Протокол № 2
Заседания городского методического объединения учителей географии от 27.11.2012.
Повестка дня
1. Проведение городского этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.
2. Анализ проведения олимпиады. Присутствовали:
учителя школ: № 1 - Хаматова И.В., МБОУ СОШ № 2 – Гулин В.А., лицея № 5 - Панасенко Л.Ф., № 7 - Филенко Л.И., № 8 - Зеленская Н.В., № 9 - Двуличанская А.А., № 10 - Пурикова М.Н., № 11 - Михайленко Л.И., гимназия № 12 - Зайченко И.Н.
Олимпиада проведена на основании письма Мин.обр. РО и присланных вопросов по географии для 9 – 11 классов.
Олимпиада проводилась на базе МБОУ СОШ № 10 27.11.2012.
Результаты олимпиады
9 класс: Максимальный балл - 60
место |
баллы |
Ф.И. |
школа |
учитель |
Победитель |
54 |
Бородина Ксения Андреевна |
МБОУ СОШ № 8 |
Зеленская Н.В. |
Призеры |
50 |
Бажин Игорь Юрьевич |
МБОУ СОШ № 11 |
Михайленко Л.И. |
49 |
Антипова Анна |
МБОУ СОШ № 10 |
Пурикова М.Н. |
|
48,5 |
Неживова Оксана |
МБОУ СОШ № 8 |
Зеленская Н.В. |
10 класс: Максимальный балл - 60
место |
баллы |
Ф.И. |
школа |
учитель |
1 |
48 |
Овсепян Георгий |
МБОУ СОШ № 9 |
Двуличанская А.А. |
Призеров нет.
11 класс: Максимальный балл - 60
место |
баллы |
Ф.И. |
школа |
учитель |
1 |
55 |
Свергун Егор |
МБОУ СОШ № 9 |
Двуличанская А.А. |
Призеры |
53,5 |
Зайцев Антон |
МОУ СОШ № 11 |
Михайленко Л.И. |
52,5 |
Березовский Виктор |
МБОУ СОШ № 11 |
Михайленко Л.И. |
Стоит отметить высокий уровень сложности вопросов, на которые ученики отвечали без атласов.
Руководитель ГМО: Пурикова М.Н.
Протокол № 3
Заседания городского методического объединения учителей географии от 04.03.13.
Председатель - Пурикова Марина Николаевна
Секретарь - Панасенко Лариса Федоровна
Присутствовали: Хаматова И.В. (МБОУ СОШ № 1), Галушкина С.И. (МБОУ ВСОШ №1), Гулин В.А. (МБОУ СОШ № 2), Панасенко Л.Ф. (Лицей № 5), Филенко Л.И. (МБОУ СОШ № 7), Зеленская Н.В. (МБОУ СОШ № 8), Двуличанская А.А. (МБОУ СОШ № 9), Пурикова М.Н. (МБОУ СОШ № 10), Михайленко Л.И. (МБОУ СОШ № 11), Зайченко И.Н. (Гимназия № 12), Кравцова В.П. (МБОУ СОШ № 17).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. О поддержке выдвижения учителя муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 г. Каменск - Шахтинского Двуличанской Анны Александровны для участия в конкурсном отборе лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
2. Анализ учебников географии с целью определения их соответствия подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Сообщение председателя МО Пуриковой Марины Николаевны
1.СЛУШАЛИ:
Пурикову Марину Николаевну, которая познакомила участников заседания с условиями участия в конкурсном отборе лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование и предложил рассмотреть вопрос о поддержке выдвижения Советом МБОУ СОШ № 9 кандидатуры учителя географии Двуличанской Анны Александровны для участия в конкурсном отборе лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Отметил активное участие учителя в работе методического объединения, профессионализм и эффективность его работы, выразившиеся в высоких результатах её деятельности, как на городском, так и на областном и республиканском уровнях.
ВЫСТУПИЛИ:
Панасенко Лариса Федоровна – отметила высокий уровень «открытых» уроков, проводимых для учителей города Двуличанской А.А., её готовность оказать методическую помощь коллегам. Высказала предложение поддержать выдвижение кандидатуры Двуличанской А.А. для участия в конкурсном отборе лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Брехова Татьяна Борисовна - поддержала предложение о поддержке выдвижения Двуличанской А.А., отметив значительное количество и высокое качество творческих, исследовательских работ учащихся, выполненных под руководством учителя и представленных на региональном этапе Всероссийской олимпиады по экологии, III областном слете юных экологов, VIII Открытой Всероссийской полевой геологической олимпиаде.
Михайленко Лариса Ивановна – высказала мнение о том, что Двуличанской А.А. достойна участия в конкурсном отборе лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование и отметила активность и высокий уровень подготовки учеников Двуличанской А.А., ежегодно принимающих активное участие в городских и областных олимпиадах по географии, экологии, геологии и геоэкологии, и постоянно занимающих призовые места.
Хаматова Ирина Владимировна – с большим удовольствием проводила интерактивные тесты, занятия – тренинги по подготовке к ЕГЭ, методика которых была разработана и апробирована учителем-претендентом, имела возможность оценить ее высокие профессиональные качества. Поддерживает высказанные предложения коллег.
ПОСТАНОВИЛИ:
Поддержать выдвижение учителя муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 г. Каменск -Шахтинского Двуличанской А.А., для участия в конкурсном отборе лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Результаты голосования: «за» - 10, «против» - 0, «воздержались» - 0.
Активно обсуждали второй вопрос Панасенко Л.Ф., Брехова Т.Б., Пурикова М.Н., учителя имеющие опыт подготовки учеников к сдаче ЕГЭ.
Были проанализированы учебники классической линии, УМК издательства «Сфера», «Полярная звезда» и сопоставлены с тремя частями сложности заданий ЕГЭ: «А», «В», «С».
Задания области «А» в основном соответствуют содержанию указанных УМК. Хотя присутствуют термины, которые не вводятся в школьной программе по географии. Нет в списке некоторых предлагаемых имен исследователей и путешественников (Лепехин, Колосовский, Ремезов), задачи на часовые пояса Земли, спутники планет Солнечной системы (Ганимед, Титан, Фобос), вершина Пиренейских гор
6 заданий из 13 заданий области «В» не рассматриваются или рассматриваются частично в ознакомительном плане.
1. В учебниках нет синоптической карты, которую нужно уметь читать и анализировать. Только в атласе изд-ва «Сфера» присутствует синоптическая карта.
2. В учебниках нет часовых зон, тем более не рассматриваются задачи.
3. Половозрастная пирамида показана с целью ознакомления, но нет примеров по разным странам для тренинга.
4. Не рассматривается количественная оценка населения в промилле.
5. Геохронологическая таблица представлена в ознакомительном плане. Геологическая история Земли и все периоды не изучаются.
6. Определение региона РФ по краткому описанию не соответствует программе и содержанию учебников. Изучение осуществляется экономических районов, а не субъектов РФ, которые списком определяются в составе экономических районов.
7. Определение стран, которые не рассматриваются в школьной программе. При региональном подходе.
4 задания из 6 области «С» отсутствуют в программном и содержательном материале УМК.
1. «С1» - построение профиля рельефа по топографической карте.
2. «С2» - расчеты демографических процессов, количественные выражения в промилле.
3. «С5» - расчет доли ВВП.
4. «С6» - задачи на определение высоты Солнца над горизонтом на разных параллелях и продолжительности светового дня.
Кроме тематического несогласия определены и другие нарушения системы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ. Это недостаточное количество часов. Во многих школах в шестом базовом классе, где закладывается азбука географии всего 1 час в неделю. Новый материал подается с огромным разрывом, темы уплотняются и сжимаются с целью выполнения учебной программы. Процент усвоенного материала снижается.
Аналогично в 10 и в 11 классах неэффективно преподается 1 раз в неделю данный предмет. Рациональнее было бы окончить курс в 10 классе в полном объеме с достаточной нагрузкой. А в 11 классе ввести элективный курс «Общей географии» для выбирающих ЕГЭ по географии.
Руководитель ГМО: Пурикова М.Н.
Протокол № 4
Заседания городского методического объединения учителей географии от 14.03.13.
Повестка дня
1. Проведение городской олимпиады школьников по геологии и геоэкологии.
2. Анализ проведения олимпиады.
3. Обсуждение изменений в заданиях ЕГЭ по географии в 2013 г.
Присутствовали: учителя школ: № 1 - Хаматова И.В., лицея № 5 Панасенко Л.Ф., №7 Филенко Л.И., № 9 – Двуличанская А.А., № 10 - Пурикова М.Н., № 11 – Михайленко Л.И., № 14 – Брехова Т.Б., № 17 - Кравцова В.П.
Олимпиада проведена на основании письма Мин.обр. РО и присланных вопросов по геологии для 6 – 11 классов и геоэкологии для 8 – 11 классов.
Олимпиада проводилась на базе МБОУ СОШ № 10 14.03.13
Результаты олимпиады
ГЕОЛОГИЯ
6 класс:
Протокол № 4
Заседания городского методического объединения учителей географии от 03.04 .12.
Повестка дня
1. Утверждение материалов итоговой аттестации по географии для 9 класса
2. Результаты участия учащихся в конкурсах регионального и более высокого уровня.
Присутствовали:
учителя школ: №1 - Хаматова И.В., № 3 Дерюгина А.В., лицея № 5 Панасенко Л.Ф., №7 Филенко Л.И., и рук. ШМО Туралина И.И., № 8 - Зеленская Н.В, № 9 Двуличанская А.А., № 10 Пурикова М.Н., № 11 Михайленко Л.И., гимназия № 12 - Зайченко И.Н., № 14 Ильина Л.А., № 17 - Кравцова В.П., № 18 Сизова Е.В., № 20 Яковлева Н.А.
По первому вопросу:
Для экспертизы экзаменационного материала была выбрана экспертная группа: Пурикова М.Н., Двуличанская А.А., Панасенко Л.Ф.
Предоставили экзаменационный материал на экспертизу школы: №№ 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 20.
Выявлено, что каждая школа предоставила полный пакет экзаменационных материалов для проведения в традиционной форме государственной итоговой аттестации обучающихся. Данные материалы соответствуют государственному стандарту основного общего образования, утвержденного приказом МинОбр РФ от 05.03.2004 г.
Школы № 5, 7, 10 внесли изменения в билеты, согласно разрешению изменять материал до 20%. В билеты внесен региональный компонент. Данные изменения внесены и описаны в Протоколе № 5 2009 г. ГМО и касаются билетов № 8.3; № 15.3 (вопросы по Ростовской области) № 10.3; № 11.3 (изменена географическая номенклатура).
По второму вопросу:
СЛУШАЛИ:
Двуличанскую Анну Александровну – На региональной олимпиаде по геологии и геоэкологии в ЮФУ наши ребята заняли призовые места: МБОУ СОШ № 9 (Двуличанская А.А.) 8 кл. Игуменцева Мария – 1 м., 11 кл., Сурова Юлия –2 м., 10 кл._ геоэкология_ Свергун Егор – 2 м. МБОУ СОШ № 10 (Пурикова М.Н.) 8 кл. Гетман Юлия – 2 м., 11 кл. Буславеа Мария 9 кл._ геоэкология (Павлова В.А.) – Давиденко Татьяна. МБОУ СОШ № 11 (Михайленко Л.И.) – 9 кл. Лютова Анастасия – 3 м.
Руководитель ГМО: Пурикова М.Н.