КОНЦЕПЦИЯ развития географического образования в Российской Федерации


29.12.2018 г

I. Общие положения

Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации,  а также определяет механизмы ее реализации.

 

II. Значение географии и географического образования в России  и современном мире

География – наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях.  Географическая информация является необходимой базой для выявления  и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества  с окружающей средой, включая экологические, социальные, экономические. Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение  и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства. География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий  у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле  в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных  и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.  Качественное географическое образование призвано обеспечивать:  формирование российской гражданской идентичности обучающихся; сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; духовно-нравственное развитие обучающихся; формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям; формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности; формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира; основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального  и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;  начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт  и геоинформационных систем). Преподавание географии в организации, реализующей образовательные программы начального общего (через учебный предмет «Окружающий мир»), основного общего и среднего общего образования (далее – образовательная организация), должно быть направлено на формирование яркой и образной географической картины мира, установление причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода  в образовании, который предполагает:  высокую мотивацию к изучению географии; формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Концепция развития географического образования в Российской Федерации  (в рамках образовательных программ начального общего, основного общего  и среднего общего образования) призвана обеспечить сохранение лучших традиций отечественного образования наряду с внедрением прогрессивных инноваций  в преподавании географии, ликвидировать имеющиеся недостатки, проблемы  и противоречия.

 

III. Проблемы преподавания географии

 

В настоящее время в преподавании географии выделяются содержательные, методические, кадровые и мотивационные проблемы.

 

1. Проблемы содержательного характера

 

Недостаточная реализация комплексного подхода в изучении географии,  в результате чего наблюдается разрыв между двумя ветвями географической науки – физической и социально-экономической географией; недостаточное внимание к географии как инструменту патриотического воспитания молодежи; отсутствие географии в предметной области «Естественные науки»,  что приводит к утрате связи географии как синтетического предмета с науками естественнонаучного цикла и, как следствие, снижению потенциала межпредметных связей; низкая степень преемственности между курсами «Окружающий мир» (начальное общее образование) и курсом «География» (основное общее и среднее общее образование); отставание содержания школьного курса географии от современных достижений в области географической науки; снижение внимания к краеведческому компоненту образования в результате исключения курса «География родного края» из программ 8-9 классов и недостаточного использования возможностей внеурочной деятельности (школьных туристических походов, экскурсий, экспедиций, естественнонаучных практик и др.), что значительно уменьшило уровень компетентности обучающихся в сфере географии родного края; отсутствие обобщающего курса географии в образовательной программе среднего общего образования, что приводит к снижению потенциала теоретических знаний и отсутствию практических навыков исследования территории  у выпускников.

 

2. Методические проблемы

 

Преобладание традиционного способа обучения, не в полной мере учитывающего личностный опыт обучающихся и не затрагивающего их ценностносмысловые ориентиры, недостаточное использование технологий личностноориентированного и развивающего обучения; отсутствие высококачественных интерактивных ресурсов для изучения географии; недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия; низкий уровень оснащения кабинетов географии необходимым современным оборудованием, что снижает практический потенциал предмета.

3. Кадровые проблемы

Отсутствие у значительной части учителей географии профильного географического образования; сокращение объема и продолжительности предметной подготовки учителей географии и их практико-ориентированной и психолого-педагогической квалификации и сокращение продолжительности такой подготовки в вузах; снижение уровня подготовки в системе повышения квалификации  и переподготовки педагогических кадров в сфере географического образования; уменьшение в педагогических вузах контрольных цифр приема  по направлению «География», что приводит к ускоренному старению педагогического состава и кадровому дефициту учителей географии.

4. Проблемы мотивационного характера

Недооценка значимости географического образования для повседневной жизни; отсутствие положительных образов географа и учителя географии в средствах массовой информации, произведениях культуры и искусства; недостаточный учёт возрастных особенностей обучающихся при отборе содержания образования и форм организации образовательной деятельности, формирующих ранний интерес к изучению географии, в том числе углублённо; снижение мотивации обучающихся к изучению географии из-за недостаточного объёма практических занятий, в том числе в рамках внеурочной деятельности (экскурсии, походы, полевые и практические исследования, экспедиции и др.), обусловленное как недостаточной полевой подготовкой учителей, так и организационными сложностями таких мероприятий; невостребованность географии как экзамена по выбору в форме ЕГЭ  при прохождении государственной итоговой аттестации ввиду отсутствия предмета в перечне вступительных испытаний для поступления в образовательные организации высшего образования, в том числе с профильной географией; недооценка значимости учебного предмета «География» среди обучающихся.

 

IV. Цель и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества. Задачи Концепции: совершенствование содержания основных общеобразовательных программ  в части изучении географии (с обеспечением их преемственности, межпредметных  и метапредметных связей), учебных изданий, технологий и методик обучения; популяризация географических знаний, соответствующих современному уровню развития науки о природе, обществе и общественной практике, повышение их статуса и востребованности в практической деятельности, в духовном, патриотическом и экологическом воспитании обучающихся; совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) в части преподавания и изучения географии – обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования.

 

V. Основные направления реализации Концепции

 

1. Основное общее образование

Географическое образование на уровне основного общего образования должно: воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики посредством актуализации содержания курса «География России», введения в систему географического образования  в образовательных организациях обязательного курса (модуля) «География родного края», а также изучения этого курса в рамках внеурочной деятельности;  обеспечивать соответствие объема и содержания примерных рабочих программ по географии и учебно-методических комплексов возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся; использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), способствовать развитию мотивации к изучению географии; предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий; обеспечивать комплексный подход в изучении географии для преодоления содержательного и методологического разрыва между физической и социальноэкономической географией.

 

2. Среднее общее образование

Географическое образование на уровне среднего общего образования должно: воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, формировать традиционные российские духовные ценности у обучающихся; учитывать индивидуальную траекторию развития обучающихся  и обеспечивать изучение учебного предмета в соответствии с индивидуальными запросами как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практикоориентированной научно-исследовательской и проектной работой; формировать у обучающихся представление о наличии географических систем  в природе и обществе, обеспечивать выпускников общеобразовательных организаций географическими знаниями и навыками работы с географической информацией в объёме, достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по направлениям профессиональной подготовки, требующим наличия достаточной базы географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная служба, международные отношения, туризм, геоэкология и др.); формировать у обучающихся на профильном уровне изучения учебного предмета расширенное/углублённое представление о географических особенностях развития России и современного мира, о системности в природе и обществе;  обеспечивать достаточным для продолжения образования по профильным направлениям (география, океанология, метеорология, гидрология, картография  и военная топография, геоэкология, туризм и др.) объемом географических знаний  и умений; обеспечивать профильный уровень подготовки на базе организаций высшего образования, специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций,  в том числе с использованием программ дистанционного обучения.

 

3. Дополнительное образование

Система дополнительного образования и воспитания должна: координировать и интегрировать существующие формы дополнительного образования с системой мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями (в том числе Русским географическим обществом), – обеспечивать количественный рост и эффективность школьных экскурсий, полевых практик, экспедиций; развивать и поддерживать олимпиады школьников, обеспечивать работу  с обучающимися, увлечёнными географией и демонстрирующими значительные успехи в её освоении через создание специализированных образовательных центров юных географов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях; ориентироваться на развитие существующих и внедрение новых форм организации дополнительного образования – дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты  и сообщества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; развивать традиционные формы работы с обучающимися посредством формирования унифицированной системы мероприятий расширенного взаимодействия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования – олимпиад, интеллектуальных конкурсов, турниров и дискуссионных клубов, слётов  и соревнований.

 

4. Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров  в области географического образования

 

Учитель географии – ключевое звено в системе развития географического образования. Престиж этой специальности определяется как положением географии в системе научных дисциплин и образовательных предметов,  так и профессиональным уровнем учителей. Для повышения качества преподавания географии концепция предполагает: реализацию программ поддержки будущих учителей и молодых специалистов через систему поощрения и стимулирования учебных и учебно-научных образовательных проектов в форме «предметных» стипендий, премий, грантов, гарантий; усиление практико-ориентированной составляющей в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования; привлечение студентов и молодых специалистов к участию  в просветительских проектах, в том числе в сфере дополнительного образования; расширение территориального охвата и доступности программ повышения квалификации преподавателей географии за счёт проведения географических школ, лекториев, мобильных университетов, сборов, съездов;  привлечение учителей и студентов педагогических вузов к участию  в экспедициях, полевых практиках, экскурсиях, социальных и географических акциях и массовых мероприятиях (в том числе проводимых Русским географическим обществом и Российской ассоциацией учителей географии); ориентирование системы повышения квалификации и переподготовки учителей географии на создание инновационных модульных образовательных программ и технологий; формирование и развитие профессионального открытого сетевого сообщества с функциями центров обмена опытом реализации инновационных образовательных программ и проектов, общественной экспертизы учебно-методических комплексов  и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров  по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом  и образовательными ресурсами.

5. Географическое просвещение и популяризация географии в России

 

Для популяризации географии России, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям отечественной географической науки, воспитания чувства патриотизма среди молодежи предусматривается:  организация комплексных медиакампаний, посвященных значимым датам и событиям отечественной и мировой географии;  организация массовых просветительских мероприятий − географических фестивалей, фотовыставок и кинопоказов, научно-популярных лекториев;  создание условий для производства художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций и государственного заказа; выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий;  содействие в проведении общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, открытых школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слетов и соревнований, географических брейн-рингов и дискуссионных клубов; поддержка существующих и создание новых молодежных общественных инициатив, проектов, объединений, пропагандирующих географические знания  и популяризирующих географию; поощрение популяризаторов за счет соответствующих премий  («за популяризацию географических знаний»), учреждение почетных званий («почетный лектор»);  развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев. VI. Реализация Концепции

 

 

Реализация Концепции предполагает: обновление содержания географического образования в образовательных организациях в соответствии с современным состоянием географической науки; детализация требований ФГОС, касающихся результатов освоения основной общеобразовательной программы по географии (личностных, метапредметных, предметных), а также внесение изменений в примерные основные образовательные, в том числе в целях обеспечения преемственности его содержания с предметом «Окружающий мир» (начальное общее образование); стимулирование включения в школьный курс географии модуля под единым названием «География родного края», а также организацию его изучения  в том числе в рамках внеурочной деятельности; разработку модельных нормативных актов, регламентирующих проведение школьных экспедиций, а также методических рекомендаций по их организации; внесение предложений по структуре и содержанию контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии;  включение мероприятий по популяризации географии России  и географических знаний в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области духовно-нравственного  и патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иными нормативными документами. Планируемые механизмы реализации Концепции: обеспечить в рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования непрерывность географического образования посредством преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», «География России» и «Экономическая и социальная география мира»; разработать примерную рабочую программу и методическое сопровождение для курса/модуля «География родного края» и рекомендовать его для 8-9 классов; разработать современные требования к учебно-методическим комплексам  по географии, способствующие закреплению за географией функции интегрирующего предмета (в том числе методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся), с последующим проведением конкурса УМК с целью определения соответствия требованиям ФГОС и настоящей концепции и высокому качественному уровню содержания;  подготовить и издать новые атласы обучающегося и учителя; проводить Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по географии во всех классах;  проводить национальные исследования качества образования (НИКО)  в 7-8 классах; рекомендовать ввести обязательное вступительное испытание по географии при приеме на географические факультеты педагогических вузов, а также по ряду направлений подготовки и специальностей высшего образования: «Экономика», «Экология и природопользование», «Туризм», «Международные отношения», «Политология», «Государственное и муниципальное управление», «Внешняя торговля», «Регионоведение России», «Зарубежное регионоведение», «Землеустройство и кадастры», «История», «Биология», «Почвоведение», «Природообустройство и водопользование», «Нефтегазовое дело», «Геодезия  и дистанционное зондирование» и другие;  рекомендовать включить педагогическую подготовку с педагогической практикой в программы обучения по географическим специальностям  в классических университетах; создать Всероссийский центр географического образования для талантливых обучающихся и систему региональных центров; внедрить систему премий и стимулирующих грантов (за счёт внебюджетных источников финансирования) для учителей географии, в особенности молодых специалистов, по результатам федеральных и региональных конкурсов, смотров, рейтингов; проводить Национальный мониторинг профессиональной компетентности учителей географии; реализовать программу содействия материально-техническому развитию общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие результаты  в обучении географии; ходатайствовать о формировании на одном из центральных каналов телевидения редакции учебных программ с целью создания фильмов и передач  по географии для включения их в сетку вещания и методический фонд аудиовизуальных средств обучения.